ДУХОВНОСТЬ — такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой в неиерархических взаимоотношениях.
Это означает, что одним из результатов удовлетворения высшей потребности в самореализации является экзистенциал духовности.
Духовный человек, это не религиозный верующий, а человек с
устойчивым собственным мировоззрением. Это, прежде всего,
зрелая личность, способная оценить свои силы, уверенная и жизнестойкая.
Но одной зрелости не достаточно, чтобы стать одухотворенным человеком. Человек должен иметь
«мета-позицию», то есть обрести способность в любой момент выйти из ситуации, стереотипов и
посмотреть как будто с высокой горы на весь происходящий масштаб событий. В такой «мета-позиции», мы способны посещать прошлое и предвидеть будущее. Мы способны быть добрыми, потому что видим, как можно спроектировать позитивный исход любой ситуации. Мы способны прощать, потому что видим ситуацию, которая привела к тому, что кто-то был вынужден этой ситуацией нас обидеть.
Человек одухотворенный становится для окружающих мудрецом. Даже его физический облик выглядит, как будто солнце разъяснилось от туч, как будто бы он светится изнутри. Не зря на иконах вокруг головы рисуют нимб. Для одухотворенного человека, открывшего для себя экзистенциал духовности,
все высшие ценности важны, нет более правильной. Любовь важна также, как и альтруизм, прощение важно также, как и радость. Отсюда следует
бесстрастность (безоценочность) - человек одухотворенный становится свободным от своих влечений, страстей (эмоций) и пороков. Они не исчезают, а проистекают естественно, давая свободу логосу, то есть разуму, для открытия новых горизонтов.