27.09.2018 в 22:21
Выдержки из лекции Д.А. Леонтьева.
| |
Фотографии материала: Посетил встречу с представителем научной династии российских психологов Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым, сыном Алексея Алексеевича и внуком Алексея Николаевича Леонтьевых, и сделал конспект. Д. А. Леонтьев обосновывает и развивает представление о личности как единстве возможного и необходимого, в рамках которого человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.
Дао личности - путь личности: каким образом личность (формируется, возникает, развивается? - не совсем) становится (скорее всего). Юнг: быть в Дао - полное осуществление земного бытия. Развитие личности не такая очевидная вещь. Не каждый движется по пути развития личности. Сами растут только сорняки, а чтобы что-то выросло хорошее, нужно постараться. Юнг говорит, что зрелая личность развивается по своему собственному закону. Олпорт - работа "Личность: психологическая интерпретация". Начало психологии личности. Дж. Локк: понятие личность юридическое, которое обладает правами и обязанностями. Персона означает не только театральную маску, но и понятие в римском праве. Личность таким образом означает способность брать на себя юридические обязательства. В современном праве есть понятие "ответственное лицо". Ханна Арент: возвращается к контексту театра - персона - "звучать сквозь", - голос актера, который звучит, раскрывает внутреннее содержание, а не скрывает правду. Личность - это то, что человек может противопоставить внешним импульсам и внутреннему давлению. (Д.А. Леонтьев) Божович: Личность и её формирование в детском возрасте И.С. Кон: Социология личности. Понятия личности и индивидуальности часто смешиваются. Различия между ними сформулировали К. Юнг и Мартин Бубер. Индивидуальность имеет дело с различиями, а личность со способом жизни. Индивидуальность вписана в квадрат, которая ограничена в самой себе. Личность устремленная в пространство диалога, отношений. А. Экзюпери: Жить - это медленно рождаться. Если мы не будем собой заниматься и плыть по течению, то мы будем исчерпываться. Развитие человека: 1. Биологическое, созревание тела, мозговых структур в соответствии с заложенной биологической программой Отношения с миром как биологической единицы Метанеобходмости: сохранение, обмен веществ, прокреация 2. Социальное, социализация в соответствии с социальными матрицами Отношения с миром как части социума Метанеобходимость: гармония с обществом (хотя бы адаптивность) 3. Личностное до совершеннолетия - развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Локк: личность как юридическое понятие. Предсказуемый субъект прав, обязательств и ответственности Идти своим путём, развиваться как личность не обязательно. Но общество формирует у человека навыки саморегуляции, чтобы стать предсказуемым в социальных отношениях. 4. Личностное после совершеннолетия Есть ли жизнь после ЕГЭ? Общество создает нам социальные ситуации развития. Сдали, а что дальше? Дальше полная свобода. Обязательной программы развития нет. Есть возможности как развиваться, так и не развиваться. Это не вопрос жизни и смерти, глобального благополучия, это свободный выбор. Другое дело, у людей есть разное видение зачем им развиваться. Поток - самое яркое переживание, которое можно получить только при решении всё усложняющихся задач. Только не все знают о нём. Мы привыкли жить так, как нам установили социальные регуляторы, но темп жизни диктует условия, так, что общество уже не может давать актуальные действия (например: общество обучает нас ненужным в будущем профессиям). Общий кризис соцальности - общество не всегда благо, но и может быть существенным тормозом для личностного развития. Джейн Лёвинджер: развитие эго от импульсивной и самозащитной стадии через конформистскую и индвидуалистическую к совестливой, автономной, интегрированной стадиям. 0 уровень- импульсивная, самозащитная, конформистская - не нарушать правила и нормы От саморегуляции к самодетерминации. Возникновение высшей формы субъектности, когда мы становимся способны изменять свои нравственные ориентиры, поступаться принципами. "Не могу поступиться принципами" - не могу ошибаться. Остановка в развитии. Спросили общественного деятеля Рассела: готовы ли вы пойти на смерть ради своих принципов? Ответ: ну конечно нет, ведь я могу ошибаться. А. Линкольн: ответил "я не говорил, что не стану умнее", когда его спросли почему он поменял своё мнение на противоположное через несколько лет Свобода человека заключается в свободе занять позицию к внешнему давлению, среде и т.д. - Франкл В.И. Ленин - разное рабство - в одних и тех же обстоятельствах можно строить разное отношение к ним. Создана методика жизненной позиции личности. А.Д. Леонтьевым Понятие личность соотносится с появлением внутреннего мира. Только у личности есть мир. У животных существует только среда. Два аспекта саморазвития: - Обогащение личности Интеграция отношений с миром Зачем - поиск критериев Сложность внутреннего мира - Усиление Я Интеграция саморегуляции Как - разработка средств Совладание с внешним миром Слабое/сильное Я - механизмы саморегуляции, нужно держать усилие "Колебаться как флюгер под ветрами стимулов" - Асмолов Слабое Я: бедная личность - пассивный конфликт, конформист богатая личность - созерцатель-сибарит, гнилая интеллигенция Сильное Я: бедная личность - регидный достиженец богатая личность - созидатель Личность складывается на основе самоорганизации, самостоятельно выстраивается изнутри при наличии психологической поддержки извне. Слово искусство с лат. "Техне" - развитие по двум направлениям: искусство и технология. Психотехники дают запланированный результат, но подлинное развитие непрограммируемое. Дети будут лучше нас, если мы не будем формировать их по своему образу и подобию, так как нельзя превзойти то, что четко формируется в воспитании. Новотехники - фасилитация, мотивирование с упованием на наилучший непрограммируемый результат. Автономное развитие - своезаконие, преодоление биологических и социальных рамок посредством развития внутреннего мира, самодетерминации. Досоциальный индивидуализм - человек, который не усвоил социальные регуляторы, гедонистический, эгоистический человек Постсоциальный индивидуализм - отношения индивида к обществу как лидера или инноватора, который вносит то, чего ранее не было Главная задача развития - стать субъектом собственного развития. В передовых обществах нетворческие функции стандартизируются, автоматизируются. Исполнительные группы уменьшаются, появляется много свободного времени и минимальный платежеспособный спрос. Это открывает много возможностей. Личностью никто быть не обязан и лидером тоже. Однако, экономика требует, чтобы все развивались, использовали свободное время для саморазвития, эксплуатировали себя. Комментарий из зала: креативные бизнесы стремяться действовать по схемам и шаблонам, стандартизированным процедурам, поэтому согласно статистике соотношение исполнителей и лидеров не изменяется - 13% и все остальные. Компромисс - механическое решение. Диалог - требует переговорного процесса. Важен диалог с миром, жизнью, обстоятельствами. Вопрос о смысле жизни это не тот, который ты задаешь и требуешь ответа, а который жизнь задает и требует от тебя на него ответа. (Франкл) Травма приносит уникальный опыт: можно ловить детей во ржи, делать для других что-то полезное, применяя уникальный травматический опыт (например, учреждение благотворительного фонда после болезни собственного ребенка). Жизненная позиция предполагает осознанную позицию к самому себе на основе внутреннего мира. Как мы сами воспринимаем наше развитие? - Только в виде развития понимания нами мира, когда мы понимаем что что-то раньше мы не знали, что он более сложен, диалектичен. Только так мы можем ощутить своё собственное развитие. А внешний наблюдатель - через тесты, диагностику. Стратегии развития формирования автономной личности - гармония между воспитанием и свободой для ребенка. 1. Уделять личное время и внимание (любовь) 2. Поддерживать инициативу (ограничения связанные с техникой безопасности приемлимы) 3. Давать четкую обратную связь о мире, показать границы, дать понять причинно-следственную связь между поступками и последствиями Индвидуация - превращение в целостность из фрагментированного состояния. Но это нас обнуляет, хорошо, что это не длится долго. Дифференциальный тест рефлекс помогает отделить хорошие и плохие формы рефлексии. Всё хорошо в меру. Мы находимся в поле зависимости, она должна быть сбалансирована. Рефлексия не должна мешать человеку чувствовать и действовать, тогда это своего рода разбалансировке зависимость, гиперрефлексия. | |
Категория: Блоги и мнения | Просмотров: 1059 | Добавил: Председатель | Рейтинг: 4.6/5 |
Всего 0 комментариев и 1059 просмотров | |