Фотографии материала:
Администрация Курской области, рассмотрела резолюцию митинга против точечной высотной застройки исторического центра и за принятие комплексной политики в сфере, который прошёл в ноябре 2019 в Курске.
Согласно ответу, предлагаемые меры по сохранению исторической среды реализуются в рамках работы Управления по охране объектов культурного наследия. Часть предложений отклонены в связи с тем, что они относятся к компетенции федеральных органов или муниципальных структур, либо могут быть реализованы гражданами самостоятельно. Так, в ответ на предложение внедрить стратегию привлечения инвесторов и меценатов в сохранение объектов культурного наследия, администрация сообщает, что существует порядок установления льготной аренды для собственников исторических зданий, хотя градозащитники подчёркивали, что стратегия не сводится к мерам подкрепления и наказания (штрафы).
Таким образом, областная администрация формально ответила, что уже в полной мере реализовала положения резолюции. При этом аварийное наследие Курска продолжает разрушаться, незаконные высотные здания возводятся в историческом центре, а по льготной аренде не был передан ни один объект.
Ответ Администрации Курской области на резолюцию митинга по наследию
Администрация Курской области, рассмотрев резолюцию митинга против точечной высотной застройки исторического центра и за принятие комплексной политики в сфере сохранения исторической среды г. Курска, от 11.11.2019 № 079 сообщает следующее.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.
Установление охранных зон создает условия для сохранения объектов культурного наследия. Высотность застройки регулируется Правилами землепользования и застройки города Курска от 23 октября 2007 г. №388-3-РС.
В соответствии с градостроительным законодательством, Правила землепользования и застройки являются составной частью градостроительных норм и правил, учитывают местную специфику, регламентируют градостроительную и строительную деятельность, устанавливают порядок регулирования и развития, использования и организации территории, осуществления строительства, реконструкции и благоустройства на территории города.
По первому предложению резолюции митинга «Незамедлительно приостановить снос всех исторических зданий в г. Курске и аукционов на снос данных строений» поясняем, что здания, являющиеся объектами культурного наследия, не подлежат сносу в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 №73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации». Вместе с тем, данное предложение направлено в Комитет по управлению имуществу Курской области, в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска по существу поставленных вопросов по сносу аварийного жилья. Согласно ответа Комитета по управлению имуществом Курской области, решения о списании исторических зданий, относящихся к областной собственности, в городе Курске не принимались, в связи с чем их снос не осуществлялся.
По вопросу информирования населения поясняем следующее, на сайте Администрации Курской области в открытом доступе размещается вся имеющаяся информация, в том числе акты историко-культурных экспертиз в отношении выявленных объектов культурного наследия.
По второму предложению «Провести проверку и расследование законности обоснованных мер, судебных решений о непризнании исторической постройки объектом культурного наследия» - в силу Конституции РФ суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Проверка законности и обоснованности судебных актов осуществляется в порядке апелляционного, кассационного и надзорного судопроизводства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 №1-П).
По третьему-седьмому предложениям «Разработать механизмы финансирования за счет средств муниципального и регионального бюджетов социальных проектов (программ), направленных на сохранение исторического облика и благоустройства муниципальных образований Курской области», «Разработать механизмы финансирования за счет средств муниципального и регионального бюджетов проведение независимых экспертиз о признании исторических сооружений объектами культурного наследия», «Разработать механизмы финансирования за счет средств муниципального и регионального бюджетов проведения работ по реставрации, консервации , перестройки с сохранением фасадов исторических построек», «Разработать механизмы софинансирования проведения собственником (физическим или юридическим лицом) работ по реставрации, консервации, перестройки с сохранением фасадов исторических построек за счет средств муниципального или регионального бюджетов», «Разработать механизмы софинансирования восстановления исторических построек, находящихся в муниципальной собственности, за счет средств муниципального и регионального бюджетов путем размещения государственных заказов на проведение работ по реставрации, консервации, музеефиации, перестройки с сохранением фасада исторических построек» - формирование расходов областного бюджета осуществляется с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).
Расходные обязательства Курской области возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов, а также заключения Курской областью договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти региона полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование соответствующих расходов бюджета, обоснование бюджетных ассигнований, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета отнесено к собственным бюджетным полномочиям главных распорядителей бюджетных средств.
В соответствии с Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» принимаются меры по содержанию в надлежащем состоянии объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности: принято решение Курского городского Собрания от 02.04.2019 № 69-6-РС «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к муниципальной собственности города Курска»; Кроме того, решением Курского городского Собрания от 02.04.2019 № 69-6-РС «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к муниципальной собственности города Курска», установлен порядок предоставления льготной арендной платы и ее размеров физическим или юридическим лицам, владеющим на праве аренды объектами культурного наследия, находящимися в собственности муниципального образования «город Курск,» вложившим свои средства в работы по их сохранению.
По восьмому предложению «Разработать систему налоговых льгот для социальных предпринимателей и социально ответственного бизнеса при проведении восстановительных работ для сохранения исторических построек, а также при приобретении строительных, отделочных, расходных и прочих материалов» - в соответствии с законодательством о налогах и сборах органы местного самоуправления могут предусмотреть льготы только в отношении местных налогов. С учетом дефицита местного бюджета, введение льгот возможно при наличии дополнительных источников дохода, а также после осуществления мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающей проведение расчетов по их бюджетной, социальной, и экономической (целевой) эффективности.
Предложения, указанные в п. 9, 23, направлены на рассмотрение в Комитет строительства Курской области, о возможности их реализации.
По десятому и одиннадцатому предложениям «Усилить меры социальной ответственности собственников исторических построек, являющихся объектами культурного наследия», «Усилить меры социальной ответственности собственников исторических построек, не являющихся объектами культурного наследия, и земельных участков, находящихся в особых охранных исторических зонах» - в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации основывается на положениях Конституции российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Для усиления мероприятий социальной ответственности, заключающихся в общественном долге, не в процессе решения вопросов для себя лично, а в интересах общества в целом, необходимо больше внимания уделять популяризации объектам культурного наследия и истории в целом. На сегодняшний день в области проводится масштабная работа, направленная на реновацию исторических частей города, данная информация транслируется в средствах массовой информации, что в свою очередь должно привезти к повышению социальной ответственности граждан.
По двенадцатому-тринадцатому предложениям «Сформировать краудфандинговые кампании по привлечению народных инвестиций для проведения реставрации или консервации зданий, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в муниципальной собственности, или проведения экспертиз о признании объектом культурного наследия», «Провести фандрайзинговые кампании по привлечению средств от спонсоров и меценатов на оплату восстановительных работ или проведение экспертиз о признании объектами культурного наследия исторических построек» - в силу действующего законодательства органы местного самоуправления не вправе создавать подобные кампании. Сохранение объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности возможно либо за счет средств бюджета в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», либо арендатором в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации».
По четырнадцатому предложению «Привлечь общественность к социальной ответственности в сфере сохранения объектов культурного наследия посредством технологии краудсорсинга»- в силу статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации» к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Статье 8 выше указанного закона предусмотрено содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации со стороны об общественных и религиозных объединений.
По пятнадцатому-шестнадцатому предложениям «Проводить просветительскую деятельность об архитектурно-историческом наследии Курского края», «Привлечь средства массовой информации к освещению проблематики по вопросам утраты архитектурно-исторического наследия» сообщаем, что согласно полученной информации от Комитета информации и печати № 03,2-01,01-15/2525 от 19.11.2019, по вопросу рассмотрения Резолюции митинга против точечной высотной застройки исторического центра и за принятие комплексной политики в сфере сохранения исторической среды, г. Курск, 9.11.2019 г., Областным комитетом информации и печати проводится широкая информационная кампания, направленная на сохранение исторической среды и объектов культурного наследия как в г. Курске, так и в целом по Курской области. Комитет информации и печати выражает готовность и далее проводить просветительскую работу среди населения, отвечать на журналистские вопросы по данной тематике, привлекать средства массовой информации к освещению проблематики по вопросам сохранения архитектурно-исторического наследия, организовывать брифинги и пресс-конференции, а также прямые эфиры и тематические передачи на региональных каналах.
По семнадцатому предложению «Направить деятельность общественных советов на трансляцию широкого общественного мнения по проблеме утраты архитектурно-исторического наследия» - не находится в компетенции власти и регулируется Федеральным законом "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ
По восемнадцатому предложению «Установить перечень рекомендуемых восстановительных работ по исторической постройке, не являющихся объектами культурного наследия, но входящей в ансамбль исторических зданий или охранную историческую зону собственнику или муниципалитету» -противоречит требованиям гражданского и градостроительного законодательства.
Предложение под № 19 «Разработать смежный механизм для физических лиц, являющихся собственниками жилья в исторических зданиях, который позволит приобретать новые жилые помещения по программе расселения из аварийного жилья без доведения исторических зданий до неудовлетворительного состояния, а также проводить реставрационные работы за счет средств, выделенных на капитальный ремонт здания по одинаковой цене» направлено на рассмотрение в Фонд капитального ремонта Курской области
По двадцатому предложению «Создать межведомственный регламент по вопросам сохранения объектов культурного наследия» - утвержден приказом Управления по охране объектов культурного наследия Курской области № 01-09/031 от 03 апреля 2018 г. Административный регламент по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия»
По двадцать первому предложению «Внедрить стратегию привлечения инвесторов и меценатов в сохранение объектов культурного наследия» - Управление Администрации Курской области по охране объектов культурного наследия (далее – Управление), в целях сохранения архитектурного наследия Курской области, разработан порядок от 25.12.2018 № 1073-па "Об утверждении порядка установления льготной арендной платы, ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Курской области".
Данный порядок разработан в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которой физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьями 40-45 настоящего Федерального закона, и обеспечившее их выполнение в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеет право на льготную арендную плату.
Кроме того, Управлением подготовлено постановление Администрации Курской области "Об утверждении Положения о порядке установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящиеся к государственной собственности Курской области, в отношении которых проведены работы по их сохранению".
Данный проект подготовлен в соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации устанавливается льготная арендная плата.
Данное постановление предоставляет инвесторам права льготной аренды объектов культурного наследия после проведения ремонтных работ и реставрационных работ; создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот объекта культурного наследия нежилого назначения, находящегося в неудовлетворительном состоянии; стимулирование привлечения инвестиций в процесс реставрации и сохранения объектов культурного наследия.
По двадцать второму предложению «Навести порядок на Никитском кладбище и Мемориале» - согласно информации, полученной от Администрации города Курска, вопрос организации регулярного патрулирования дружинниками территории Никитского кладбища и Мемориала павших в годы Великой Отечественной войны требует согласования с УМВД России по г. Курску и командирами народных дружин. В этих целях данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании штаба народных дружин города Курска. Отраслевыми территориальными органами Администрации города Курска проводятся субботники по уборке территории Никитского кладбища, в которых принимают участие волонтеры, представители общественности из различных учреждений города Курска.
По двадцать четвертому вопросу «Создание интерактивной карты объектов культурного наследия» - Управление поддерживает создание интерактивной карты общественниками на базе сообщества «Реновация Соловьиного края» и готово оказывать поддержку и дальнейшее содействие в развитие проекта.
По двадцать пятому вопросу «Разработка и введение системы мониторинга за ОКН и ВВ» - Управление ведет постоянный мониторинг объектов культурного наследия и оперативно реагирует на все оповещения, поступающие через ИС «Обращение граждан», сайт «Действуем вместе».
По результатам мониторинга объектов культурного наследия сотрудниками Управления выявляются нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия и принимаются незамедлительные меры по устранению нарушений.
Управление поддерживает создание системы мониторинга за ОКН, что позволит в свою очередь принимать меры по более оперативному реагированию в случаях повреждения, разрушения объектов культурного наследия.
По двадцать шестому вопросу «Привлечь к ответственности и отправить в отставку лиц, бездействие и непрофессионализм которых привели к утрате исторического облика города Курска и объектов наследия» - согласно информации Администрации города Курска, по данному вопросу, в соответствии с законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством кадровые вопросы Администрации города Курска находятся на постоянном контроле у Главы города Курска.
Предложение исключить из градостроительного совета по градостроительной политике и охране объектов культурного наследия при Администрации Курской области Дурач Валентину Анатольевну сообщаем.
Согласно утвержденного Постановлением Губернатора Курской области состава совета по градостроительной политике и охране объектов культурного наследия при Администрации Курской области от 24 мая 2019 г. № 191-ПГ, Дурач Валентина Анатольевна не входит в состав совета по градостроительной политике и охране объектов культурного наследия при Администрации Курской области.
Благодарим Вас за активную позицию, направленную на сохранение культурного наследия, сохранения исторического и культурного облика города Курска.
Заместитель Губернатора Курской области А. Б. Смирнов
|