Вслед за ответом
областной администрации, формальную отписку на резолюцию
Митинга против точечной высотной застройки и за принятие комплексной политики по сохранению наследия Курской области дала мэрия Курска.
На большую часть предложений
администрация города ответила коротко: не относится к компетенции органов местного самоуправления или регулируется 73 ФЗ. Законодательство, действительно, исчерпывающе регулирует сферу сохранения объектов культурного наследия. Но не из-за закона, а из-за его исполнения горожане вышли на улицы требовать спасения исторического облика города. В части, где мэрия всё же имеет возможности действовать, ответ тоже был кратким, в стиле: "да, этим мы должны заниматься".
Таким образом, ни одно из 21 предложения градозащитников не принято к реализации ни в городе, ни в области. Обещали, разве что, обсудить уборку Никитского кладбища. Вероятно, планы о создании комплексной политики сохранения исторической среды могут быть забыты. То, что подход с изданием бюрократии и предписаний неэффективен, признал даже
Роман Старовойт в ходе прямой линии, однако, сделать что-то большее, чтобы восстановить исторические дома, никто не решается. Чего стоит только утверждение в ответе мэрии: "Понятие социальной ответственности в действующем законодательстве отсутствует". А требуется как раз, действовать больше, того, что уже написано в законе...
Ответ Администрации города Курска на резолюцию митинга по наследию
Администрация города Курска, рассмотрев резолюцию митинга, состоявшегося 9 ноября 2019 года против точечной высотной застройки исторического центра и за принятие комплексной политики в сфере сохранения исторической среды, сообщает следующее.
По первому предложению «Незамедлительно приостановить снос всех исторических зданий в городе Курске и аукционов на снос данных строений» — здания, являющиеся объектами культурного наследия или выявленными объектами, не подлежат сносу в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Запрет на снос иных объектов противоречит требованиям градостроительного и гражданского законодательства.
По второму предложению «Провести проверку и расследование законности обоснованных мер, судебных решений о непризнании исторической постройкой объектом культурного наследия» - в силу Конституции РФ суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Проверка законности и обоснованности судебных актов осуществляется в порядке апелляционного, кассационного и надзорного судопроизводства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 №1-П]). В силу норм действующего законодательства вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех.
По третьему — седьмому предложениям «Разработать механизмы финансирования за счет средств муниципального и регионального бюджетов социальных проектов (программ), направленных на сохранение исторического облика и благоустройство муниципальных образований Курской области», «Разработать механизмы финансирования за счет средств муниципального и регионального бюджетов проведение независимых экспертиз о признании исторических сооружений объектами культурного наследия», «Разработать механизмы финансирования за счет средств муниципального и регионального бюджетов проведения работ по реставрации, консервации, перестройки с сохранением фасада исторических построек», «Разработать механизмы софинансирования проведения собственником (физическим или юридическим лицом) работ по реставрации, консервации, перестройки с сохранением фасадов исторических построек за счет средств муниципального или регионального бюджетов», «Разработать механизм софинансирования восстановления исторических построек, находящихся в муниципальной собственности, за счет средств муниципального и регионального бюджетов путем размещения государственных заказов на проведение работ по реставрации, консервации, музеефикации, перестройки с сохранением фасада исторических построек»- финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета города Курска возможно в рамках выполнения полномочий органов местного самоуправления, определенных статьей 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и с учетом положений Бюджетного кодекса РФ и с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с указанным выше федеральным законном принимаются меры по поддержанию в надлежащем состоянии объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности: принято решение Курского городского Собрания от 02.04.2019 №69-6-РС «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к муниципальной собственности города Курска»; в настоящее время разрабатывается форма договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, которая будет утверждена правовым актом Администрации города Курска. Кроме того, решением Курского городского Собрания от 02.04.2019 №68-6-РС «Об утверждения Порядка установления льготной арендной платы, ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности города Курска», установлен порядок предоставления льготной арендной платы и ее размеров физическим или юридическим лицам, владеющим на праве аренды объектами культурного наследия, находящимися в собственности муниципального образования «Город Курск», вложившим свои средства в работы по их сохранению.
По восьмому предложению «Разработать систему налоговых льгот для социальных предпринимателей и социально ответственного бизнеса при проведении восстановительных работ для сохранения исторических построек, а также при приобретении строительных, отделочных, расходных и прочих материалов» - В соответствии с законодательством о налогах и сборах органы местного самоуправления могут предусмотреть льготы только в отношении местных налогов. С учетом дефицита местного бюджета, введение льгот возможно при наличии дополнительных источников дохода, а также после осуществления мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот, предусматривающей проведение расчетов по их бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности.
По девятому предложению «Привлечь производителей строительных материалов к оказанию содействия социальным предпринимателям и социально-ответственному бизнесу, занимающихся восстановлением исторических зданий» - в силу положений действующего законодательства органы местного самоуправления не наделены полномочиями по правовому регулирования в сфере закупок, а также отсутствует механизм воздействия на про изводителей строительных материалов.
По десятому предложению «Усилить меры социальной ответственности собственников исторических построек, являющихся объектами культурного наследия» - ответственность за сохранение объектов культурного наследия предусмотрена в КоАП РФ и УКРФ.
По одиннадцатому предложению «Усилить меры социальной ответственности собственников исторических построек, не являющихся объектами культурного наследия, и земельных участков, находящихся в особых охранных исторических зонах» - в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Следовательно, установление ответственности является прерогативой органов государственной власти. При этом понятие социальной ответственности в действующем законодательстве отсутствует.
По двенадцатому-тринадцатому предложениям «Сформировать краудфандинговые кампании по привлечению народных инвестиций для проведения реставрации или консервации зданий, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в муниципальной собственности, или проведения экспертиз о признании объектом культурного наследия», «Провести фандрайзинговые кампании по привлечению от спонсоров и меценатов на оплату восстановительных работ или проведение экспертиз о признании объектами культурного наследия исторических построек» - в силу действующего законодательства органы местного самоуправления не вправе создавать подобные кампании. Сохранение объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности возможно или за счет средств бюджета города в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или арендатором в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
По четырнадцатому предложению «Привлечь общественность к социальной ответственности в сфере сохранения объектов культурного наследия посредством технологии краудсорсинга» - в силу статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Статьей 8 указанного выше закона предусмотрено содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации со стороны общественных и религиозных объединений.
По пятнадцатому - шестнадцатому предложениям «Проводить просветительскую деятельность об архитектурно-историческом наследии Курского края», «Привлечь средства массовой информации к освещению проблематики по вопросам утраты архитектурно-исторического наследия» - к вопросам местного значения относится популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований. Следовательно, Администрация города Курска должна обеспечить реализацию данного полномочия непосредственно или посредством отраслевых органов.
По семнадцатому предложению «Направить деятельность общественных советов на трансляцию широкого общественного мнения по проблеме утраты архитектурно-исторического наследия» - не находится в компетенции органов местного самоуправления.
По восемнадцатому предложению «Установить перечень рекомендуемых восстановительных работ по исторической постройке, не являющихся объектами культурного наследия, но входящей в ансамбль исторических зданий или охранную историческую зону собственнику или муниципалитету» - противоречит требованиям гражданского и градостроительного законодательств.
По девятнадцатому предложению «Разработать смежный механизм для физических лиц, являющихся собственниками жилья в исторических зданиях, который позволит приобретать новые жилые помещения по программе расселения из аварийного жилья без доведения исторических зданий до неудовлетворительного состояния, а также проводить реставрационные работы за счет средств, выделенных на капитальный ремонт здания по одинаковой цене» - не находится в компетенции органов местного самоуправления.
По двадцатому предложению «Создать межведомственный регламент по вопросам сохранения объектов культурного наследия» - не находится в компетенции органов местного самоуправления. Нецелесообразно, т.к. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» достаточно урегулировал вопросы сохранения объектов культурного наследия.
По двадцать первому предложению «Внедрить стратегию привлечения инвесторов и меценатов в сохранение объектов культурного наследия» - в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наро-
дов Российской Федерации» принято решение Курского городского Собрания от 02.04.2019 №69-6-РС «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к муниципальной собственности города Курска»; в настоящее время разрабатывается форма договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, которая будет утверждена правовым актом Администрации города Курска.
По двадцать второму предложению «Навести порядок на Никитском кладбище и Мемориале» - вопрос организации регулярного патрулирования дружинниками территории Никитского кладбища и Мемориала павших в годы Великой Отечественной войны требует согласования с УМВД России по г.Курску и командирами народных дружин. В этих целях данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании штаба народных дружин города Курска. Отраслевыми территориальными органами Администрации города Курска проводятся субботники по уборке территории Никитского кладбища, в которых принимают участие волонтеры, представители общественности и различных учреждений города Курска.
По двадцать третьему предложению «Сохранение стройматериалов с разбираемых исторических зданий» - не относится компетенцией органов местного самоуправления.
По двадцать четвертому вопросу «Создание интерактивной карты объектов культурного наследия» - не относится компетенцией органов местного самоуправления.
По двадцать пятому вопросу «Разработка и введение системы мониторинга за ОКН и ВВ» - не относится к компетенции органов местного самоуправления.
По двадцать шестому вопросу «Привлечь к ответственности и отправить в отставку лиц, бездействие и непрофессионализм которых привели к утрате исторического облика города Курска и объектов наследия» - в соответствии с законодательством о муниципальной службе и трудовым законодательством кадровые вопросы Администрации города Курска находятся на постоянном контроле у Главы города Курска. Предложения по составу Совета по градостроительной политике и охране объектов культурного наследия при Администрации Курской области не находятся в компетенции органов местного самоуправления.
Глава города Курска В.Н. Карамышев